Что такое когнитивные функции
Л.П.Соколова
Все когнитивные функции подразделяются на память, внимание, речь, праксис (целенаправленная деятельность), гнозис (ориентация, узнавание места и времени), мышление. Возможности когнитивных функций формируют личность индивидуума, определяют успешность в обучении, в профессиональной деятельности, других жизненных сферах
Выделяют 4 основные взаимодействующие компоненты когнитивных функций:
1. восприятие информации (зрительный, слуховой, тактильный гнозис, обоняние, вкус и др.);
2. обработка и анализ информации («исполнительные» функции), которые включают произвольное внимание, обобщение, выявление сходств и различий, формально-логические операции, установление ассоциативных связей, вынесение умозаключений. Сюда же можно отнести и мышление, интеллект, которые подразумевают, в том числе, умение адаптироваться в обществе, адекватно вести себя в изменяющейся обстановке, выстраивание программы поведения, корректировка своих действий исходя из целесообразности момента;
3. запоминание и хранение информации (память) и
4. обмен информацией, построение и осуществление программы действий - «экспрессивные» функции, к которым относятся речь, навыки целенаправленной двигательной активности (праксис)
Памятью называют способность ЦНС усваивать новую информацию, сохранять ее и неоднократно использовать в процессе жизнедеятельности.
Память состоит из стадий: запоминание (ретенция), хранение информации и воспроизведение информации.
При сосудистых когнитивных расстройствах страдает, в большей степени, воспроизведение информации, тогда как запоминание и хранение может сохраняться. Семантически опосредованные «подсказки» при тестировании помогают пациентам воспроизводить информацию.
При нейродегенеративных заболеваниях (БА) в первую очередь страдает запоминание.
Существуют индивидуумы с гипо- или гипермнезией, с врожденной «мнестической одаренностью».
Следует сказать, что только хорошая память и даже «мнестическая одаренность» не определяет успешности человека в социуме. Есть пациенты, чувствительные к интерференции (отвлечениям). Такого человека нельзя отвлекать, когда он запоминает информацию. Такие люди не могу делать одновременно несколько дел, они будут ошибаться в выполнении задач, потому, что слишком чувствительны к отвлечениям.
Бывает первичная слабость запоминания и без интерференции (отвлечения). Такие люди вообще трудно запоминают информацию, даже без отвлечений. Им нужно несколько раз повторять материал, чтобы его усвоить.
При нарушении воспроизведения информации, выделяют:
- псевдореминисценции (незначительные неточности в деталях при воспроизведении информации). Например, при пересказывании фильма, не может вспомнить имена героев или название города и т.п.
- контаминации (включение одних воспоминаний в структуру других). Например, при пересказывании содержания фильма или книги, допускает переплетение событий из разных фильмов
- конфабуляции (вспоминаются события, не имеющие места). Например, при рассказывании своей автобиографии, рассказывает события из жизни другого человека или героини кинофильма. Таких людей нередко подозревают во лжи, но это патологический синдром – расстройство воспроизведения информации.
Снижение памяти - ГИПОМНЕЗИИ подразделяют на:
Фиксационные (забывается отрезок времени, соответствующий определенному событию, как правило, эмоционально негативному )
антеро- и ретроградные (забываются события до- или после травматического события);
прогрессирующие и непрогрессирующиие