Что такое когнитивные функции

Л.П.Соколова

        Все когнитивные функции подразделяются на память, внимание, речь, праксис (целенаправленная деятельность), гнозис (ориентация, узнавание места и времени), мышление. Возможности когнитивных функций формируют личность индивидуума, определяют успешность в обучении, в профессиональной деятельности, других жизненных сферах

 

Выделяют 4 основные взаимодействующие компоненты когнитивных функций:

1. восприятие информации (зрительный, слуховой, тактильный гнозис, обоняние, вкус и др.);

2. обработка и анализ информации («исполнительные» функции), которые включают произвольное внимание, обобщение, выявление сходств и различий, формально-логические операции, установление ассоциативных связей, вынесение умозаключений. Сюда же можно отнести и мышление, интеллект, которые подразумевают, в том числе, умение адаптироваться в обществе, адекватно вести себя в изменяющейся обстановке, выстраивание программы поведения, корректировка своих действий исходя из целесообразности момента;

3. запоминание и хранение информации (память) и

4. обмен информацией, построение и осуществление программы действий - «экспрессивные» функции, к которым относятся речь, навыки целенаправленной двигательной активности (праксис)

 

Памятью называют способность ЦНС усваивать новую информацию, сохранять ее и неоднократно использовать в процессе жизнедеятельности.

Память состоит из стадий: запоминание (ретенция), хранение информации и воспроизведение информации.

 

        При сосудистых когнитивных расстройствах страдает, в большей степени, воспроизведение информации, тогда как запоминание и хранение может сохраняться. Семантически опосредованные «подсказки» при тестировании помогают пациентам воспроизводить информацию.

        При нейродегенеративных заболеваниях (БА) в первую очередь страдает запоминание.

Существуют индивидуумы с гипо- или гипермнезией, с врожденной «мнестической одаренностью».

         

        Следует сказать, что только хорошая память и даже «мнестическая одаренность» не определяет успешности человека в социуме. Есть пациенты, чувствительные к интерференции (отвлечениям). Такого человека нельзя отвлекать, когда он запоминает информацию. Такие люди не могу делать одновременно несколько дел, они будут ошибаться в выполнении задач, потому, что слишком чувствительны к отвлечениям.

         Бывает первичная слабость запоминания и без интерференции (отвлечения). Такие люди вообще трудно запоминают информацию, даже без отвлечений. Им нужно несколько раз повторять материал, чтобы его усвоить.

        При нарушении воспроизведения информации, выделяют:

 - псевдореминисценции (незначительные неточности в деталях при воспроизведении информации).  Например,  при пересказывании фильма, не может вспомнить имена героев или название города и т.п.

- контаминации (включение одних воспоминаний в структуру других). Например, при пересказывании содержания фильма или книги, допускает переплетение событий из разных фильмов

- конфабуляции (вспоминаются события, не имеющие места). Например, при рассказывании своей автобиографии, рассказывает события из жизни другого человека или героини кинофильма. Таких людей нередко подозревают во лжи, но это патологический синдром – расстройство воспроизведения информации.

 Снижение памяти - ГИПОМНЕЗИИ подразделяют на:

Фиксационные (забывается отрезок времени, соответствующий определенному событию, как правило, эмоционально негативному )

 антеро- и ретроградные (забываются события до- или после травматического события);

прогрессирующие и непрогрессирующиие

 

  • Сайт
  • Магазин